artikkel

Алари Раммо: семь уроков адвокации

laine
2 Июл 2020
Фото:

Занимающийся в Союзе общественных объединений адвокацией АЛАРИ РАММО делится опытом: как найти друзей и повлиять на политику, т.е. какие приемы эффективны для защиты своих интересов. 

По почте никого не убедить. Можно отправить письмо, когда все обсуждения позади, чтобы осталось свидетельство. Или если вы хотите запустить при помощи письма более продолжительный скандал (что потребует подготовки и выносливости). В противном случае можно и не писать это письмо, потому что 30 дней спустя на него придет сухой ответ: предложение принято к сведению. Не нужно нервничать, следует попробовать поступить иначе. 

При встрече вживую вы превращаетесь из имени на экране в человека, и чиновник выслушает внимательнее, и может даже понять. К тому же, не все умеют складно писать. Именно по этой причине судебные заседания в основном проходят вживую. 

Скандал можно вызвать лишь однажды. Когда вы в последний раз поступали так, как вам велел кричавший на вас человек? Я вот не припоминаю. Скорее, сложно всерьез воспринимать суть, если подача совершенно неприемлема. Также и в адвокации: не нужно сразу же бежать в прессу и требовать увеличения финансирования. Если вам постоянно хочется драматизировать, то проблема в чем-то другом. Может, в стиле общения?

То же относится и к истеричному тону на собраниях или в переписке. Вместо эмоциональности я стараюсь доказать свою точку зрения при помощи изображений, цифр или логических обоснований – ведь без этого мои доводы не будут верными. Зачастую активисты стремятся говорить лозунгами, а некоторые прибегают к одним и тем же клише по 30 лет, и все еще не теряют надежду на что-то повлиять.

Если описанное выше общение воспринимается другой стороной довольно тяжело, то активисты зачастую добавляют в свой инструментарий еще более агрессивные пикеты и забрасывают письмами тех, кто принимает решения. Дабы еженедельно, ежедневно или даже ежечасно напоминать, что по вашему мнению не так с тем или иным вопросом. Уличный активизм и создание неудобств, несомненно, обладает определенным эффектом, но скорее работает на сплочение единомышленников и попадание в прессу. Прием “напишите вашему депутату” заканчивается в тот момент, когда парламентарий сообщает, что он-то был бы не против, если бы его почту не забили сотнями одинаковых сообщений. На насилие скорее отреагируют упрямством.

Итак, вас наконец-то позвали за круглый стол. Комиссия или рабочая группа носит многообещающее название, в помещении два десятка человек, даже председательство по очереди ротируется с общественными организациями. Началось идеальное вовлечение? А вот и нет. Место за столом не означает, что к вам прислушиваются – это всего лишь место и плохой кофе в придачу. Чем шире тема, тем больше организаций вовлечено, что на практике приводит к зачитыванию документов, которые можно было смело прислать по почте. Содержательная дискуссия с 20 людьми невозможна, расширенный состав скорее призван утвердить и легитимизировать вопросы, которые обсуждались ранее. Содержательная дискуссия проходит в малочисленных рабочих группах, куда и следует направлять свою энергию. Махать кулаками перед комиссией на финальном этапе – стыдно и неэффективно. Чиновник с поднятыми бровями занесет особые мнения в протокол, а в телефоне запишет вас как “сумасшедшего”.

Некоторые считают, что основная проблема с вовлечением – слишком короткий срок для комментирования законопроектов. На самом деле, общаться с заинтересованными группами нужно гораздо раньше. Законопроект – это, как правило, уже результат или промежуточный финиш. Несмотря на установленные сроки, в тексте вряд ли будут сделаны заметные изменения. Так что вопрос не в том, как сформировать точку зрения своих членов за две недели, а в том, чем же вы занимались в предшествовавшие два месяца?

Свои цели я поставил так: я достиг успеха не тогда, когда мне дали четыре недели на комментирование, а когда я сам написал законопроект. Коллективно, а не вовлеченным сверху вниз. Если моим мнением не поинтересовались раньше, то причину стоит в первую очередь искать в зеркале. Чиновник обязан вовлекать, но не обязан мне доверять. Последнее нужно заслужить.

Свежие номера журнала Hea Kodanik публикуются здесь.