artikkel

Кай Кландорф: Какое оно, доверие?

laine
Фото:

О том, какие ожидания у сообщества общественных объединений от новообразованного правительства на ближайшие девять месяцев, пишет Кай Кландорф, глава Союза общественных объединений.

В Эстонии только что образовалась новая коалиция. До следующих выборов осталось не так много время для действий, но и этих примерно девяти месяцев достаточно, чтобы что-то реально сделать. Чего мы можем ожидать от правительств в ситуации, когда коронавирусный кризис, энергетический кризис, кризис с беженцами и война пытаются превзойти друг друга? Именно в таких условиях стало ясно, что больше всего обществ нуждается в доверии.     

Различные исследования показывают, что доверие к институциям уже давно идет на снижение. Однако необходимость восстановить это доверие сильнее, чем когда-либо. Если мы хотим, чтобы люди следовали согласованным нормам — будь то уплата налогов, ношение маски или помощь беженцам, — нам нужно доверие к институции, которая обеспечивает руководящие принципы, будь то правительство, полиция или неправительственная организация. Прежде всего, это обусловливает доверие к людям, согражданам, и государство сможет стать в данном случае важным ориентиром.

Как завоевать доверие

Одним из часто обсуждаемых, но часто забываемых волшебных слов является вовлечение. Сотрудничество с целевыми группами, кого затрагивают те или иные решения. Если я как гражданин вижу, что правительство работает на благо всех жителей Эстонии, а не каждый политик защищает только интересы своих избирателей, то это уже большой шаг к завоевыванию доверия.

Вовлечение можно продвигать в каждом министерстве, например, с помощью координатора по вовлечению, которые к слову уже сегодня в действии, но нуждаются в том чтобы их больше ценили и расширили полномочия. Координатор по вовлечению — это человек, к которому могут обратиться НКО, который помогает коллегам в планировании процессов взаимодействия и думает, как можно улучшить сотрудничество. Координатор по вовлечению также мог бы помочь направить руководство министерства к партнерам, представляющим общественные интересы, для обсуждения планов, чтобы на встречах не преобладали деловые интересы, как это видно из прошлогодней статистики.

Вторым ключевым словом является сотрудничество. Для такой маленькой страны, как Эстония, отказ от сотрудничества обходится дорого. Грустно например гуляя по небольшому острову    Пийрисар слышать истории о жителях двух деревень, которые не общаются друг с другом. По всей стране есть организации и учреждения, которые ведут себя аналогичным образом. По-человечески это частично понятно — построение сотрудничества требует времени и усилий. К сожалению, работа с последствиями требует еще большего их количества.

В-третьих, сотрудническим отношениям способствует открытость и прозрачность. Насколько легко найти данные об использовании государственных денег, кому местные органы власти платят поддержку, куда осуществляются инвестиции или куда и на что министерство направляет деньги? Если вы опытный пользователь реестров документов и не против того чтобы сделать дополнительные запросы, данная информация почти всегда будет найдена. Однако в доверительной стране любой человек, мало-мальски интересующийся деятельностью родной страны, должен быстро и с легкостью находить эту информацию.

Откуда берется пыль и куда исчезает доверие?

Что, в свою очередь, снижает доверие? Например уже даже то, когда принимаемые решения четко не обоснованы. Обидно видеть, когда политическая элита не владеет тем, чему учат детей школьного возраста на уроке дебатов — аргумент состоит не только из утверждения, но и из объяснения и доказательства. Однако доверие зависит от обоснованности решений и уровня содержательного обсуждения, характерного для свободного демократического общества. Даже быстрые решения должны быть продуманными и обоснованными.

Однако вряд ли что-либо вызывает большее возмущение и потерю доверия, чем нецелевое использование государственных денег. К сожалению, вместе с дождем и ветром обязательной частью осени стали столь критикуемые так называемые деньги за крышевание. Хорошо конечно, если у нас есть Рийгикогу, который также может влиять на местные условия жизни и инвестиции государства. Но как прийти к общему пониманию того, что общественные деньги не являются личными? Их распределение и использование должны основываться на принципе равного доступа, а и без того ограниченные ресурсы должны быть направлены на деятельность, которая оказывает влияние и приносит изменения.

Поэтому мы в нашем Обьединении надеемся, что государственные данные, особенно об использовании государственных денег, станут более доступными. Мы ожидаем четкого общения и аргументированных причин. И мечтаем, чтобы Рийгикогу нашел более подходящий способ поддержки НКО, чем нынешняя система крышивания денег.

В сегодняшнем пестром ландшафте медиа и социальных сетей, в условиях бесконечного информационного шума детали быстро забываются. Черт знает, что там произошло в порту, кто забрал домой кофеварку или перевел деньги в ассоциацию, связанную с самим собой. Разочарование нарастает глубже, чувство остается, а доверие постепенно теряется. Воссоздать его гораздо труднее и это можно сделать только со временем, шаг за шагом, сохраняя решимость посреди различных кризисов, проявляя причастность, сотрудничество и открытость.