Передав недавно должность руководителя EMSL, но продолжая работать в той же организации, мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы более или менее знакомых людей о том, что же в действительности произошло. Все было бы понятно, если бы я получил какое-нибудь новое, более привлекательное предложение, ибо люди все же продвигаются вперед. Или если бы у нас был какой-нибудь строгий временной лимит, или если бы меня уволили (ну, случается). Но просто так отказаться от места руководителя … Слушайте, так не делают! Что с того, что у нас в EMSL так же продолжает работать и мой предшественник.

Я не могу найти этому другого объяснения, кроме того, что должность руководителя окружает какой-то полумистический ореол. Это словно бы предел карьерных мечтаний, в отличие от других работ по обслуживанию, например, от работы уборщицы, чья главная задача – также создать приятную обстановку/атмосферу, где у людей будут максимально хорошие условия для того, чтобы делать то, что они делают лучше всего.

Кажется, на государственном уровне надежда-ожидание того, что откуда-то придет хороший руководитель и принесет с собой лучшее будущее, еще больше. Стоило Мари-Лийс Лилль произнести на пленуме творческих союзов замечательную речь, как с нескольких сторон уже слышно (правда, не от тех, в чьей голове просто не умещается мысль, что молодая красивая актриса может рассказывать о своих мыслях): «Где же ее план действий, правила и советы, а также заявление о вступлении в партию?» О, приди, молодая (и сильная ?) Мари-Лийс и руководи нами так, чтобы не было больше в этой картинке изъяна!

Другой думающий актер, Юхан Вийдинг, несколько десятилетий назад заставил кукол Карабаса Барабаса в постановке «Буратино» исполнять «Песню марионеток». Радуясь (преждевременно) избавлению от «цепей и оков» директора-тирана, они, указывая на своего новоиспеченного героя, восклицают: «Думать не нужно, он думает за нас!! Буратино, освободитель, освободи нас от забот!» Не знакомо ли это звучит?

Нет, я не хочу роль руководителя выставить никчёмной. Конечно, все, в том числе и руководители (государства), должны хорошо выполнять свою работу. Согласен, что плохой руководитель может нанести больший ущерб, чем плохая уборщица. Всем нам необходимо вдохновение, советы, обратная связь. Но я считаю, что важнейшая роль руководителя, будь то в организации или в обществе в целом, состоит в чем-то отличном от того, что обычно подразумевается. И для этого названием должности не должно быть «директор», «председатель» или «министр».

Самое важное – это раскрыть в людях лучшее, что в них есть. Создать атмосферу, где мы хотим быть лучшей версией нас самих.

У нас у всех бывают моменты, которые мы вспоминаем со светлым чувством. Те, когда мы были готовы прийти на помощь, повели себя благородно, разумно, находчиво. И, конечно, есть и такие, где мы были подлы и мелочны – отказались от возможности быть по отношению к кому-то любезными, сказали что-то плохое, ранили кого-то без причины. Случается. Наверное, у нас было плохое настроение, или мы спешили, или еще что-то. Обе эти стороны в нас есть – бессмысленно скрывать. Важно, чтобы первая проявлялась как можно чаще.

EMSL не раз упрекали в определенной «мягкости»: почему мы занимаемся какими-то гражданскими движениями «Сделаем», манифестами гражданских объединений, составлением кодекса честных выборов, развитием объединяющих единомышленников сетей, народными собраниями и фестивалями мнений. Виктор Кингисепп, наверное, действительно действовал в какой-то момент более эффективно, когда промаршировал со своими солдатами во Временный земский совет Эстляндской губернии и выгнал оттуда народных представителей. Если целью является просто изменение какого-нибудь закона, тогда, очевидно, действительно быстрее и проще сделать это другим способом, нежели через совместный созидательный процесс Народного собрания. Аллар Йыкс когда-то на трибуне Рийгикогу даже цену назвал: по слухам, 32 тысячи евро.

Но давайте думать так: несколько десятков тысяч участников мероприятий «Сделаем!» наверняка никогда не выбросят свой мусор в лес и разглядят возможности внести свой вклад или поучаствовать в жизни общества и в других областях. Триста участников дискуссий Народного собрания не считают себя пустышками, для которых вопросы о политическом выборе – это нечто сложное, далекое и скучное. У них у всех есть семьи, родственники, друзья и знакомые. Так этот «вирус» и будет распространяться, потому что, перефразируя начинающего политика из героев спорта, общество граждан стоит того, чтобы в нем находиться.

И если руководители государства не хотят в этом участвовать, то однажды они просто обнаружат, что на них не обращают внимания и без них отлично справляются.

Поэтому призываю вас петь песню о «Мельнике» до конца, но при этом никогда не ждать молодого и крепкого спасителя. Он не придет. Только мы сами сможем привести в порядок свою мельницу, своими собственными руками.

В качестве предисловия к Фестивалю мнений, который пройдет в Пайде 16 – 17 августа, портал Rus.err.ee в течение недели публикует мнения работников Союза неправительственных организаций EMSL по актуальным темам. Урмо Кюбар занимается в EMSL темами вовлечения и внутренней демократией гражданских организаций.

Заинтересованные люди, желающие получать информацию о курсах, конкурсах проектов, поездках, мероприятиях и других возможностях активного участия в жизни гражданского общества, могут подписаться на еженедельную русскоязычную рассылку EMSL здесь.