Uudised

Эстоноземельцы верят в демократию участия, но остаются пассивными

laine uudised-laine
25 Сен 2012

Центр исследования и развития гражданского общества (KUAK) при Институте социологических и международных исследований Таллиннского университета подготовил опрос общественного мнения "Поддерживающие гражданскую инициативу ценности и модели поведения населения Эстонии в 2011-2012 гг.". Рапорт на эстонском доступен здесь, ниже предлагаются некоторые выдержки на русском.

 

Поводом для исследования послужили вопросы, насколько достижимым идеалом является тот путь развития гражданского общества, который установлен соответствующей концепцией, т.е. ЕКАК-ом. Всего в исследовании приняло участие 2992 респондентов в 100 опросных пунктах по всей стране.

 

В ходе исследования выяснилось, что 91% жителей Эстонии убеждены, что действуя вместе можно достичь большего, чем действуя в одиночку и 79% считало, что люди должны активнее участвовать в решении общественных вопросов. Эстоноземельцам скорее свойственно стремление к демократии участия, нежели к представительской демократии. При этом, около трети населения считает, что политика — это поле профессиональной деятельности, а потому обычные граждане в период между выборами не могут особенно заметно вмешиваться в политический процесс. 51% эстоноземельцев активно принимает участие в формировании деятельности общества и государства. 

 

Активно или пассивно в то или иное объединение входит 31% жителей, т.е. 69% не принадлежит ни к одной организации. Прежние исследование демонстрировали схожие результаты, т.е. в течение пяти лет не произошло особых изменений. Типичный участник гражданских инициатив это человек средних лет с доходом выше среднего, высшим образованием и стабильной социальной позицией. Среди респондентов с родным русским языком вдвое меньше участников НКО, чем среди опрошенных эстонцев.

 

 

В целом жителям Эстонии свойственны позиции, поддерживающие большее вовлечение и общую деятельность, что, однако, не выражается в реально заметном росте гражданской активности. Наиболее активной возрастной группой в части гражданских инициатив является молодежь, интенсивность деятельности которой традиционно снижается по мере развития карьеры и возникновения семьи. При этом подчеркивается, что люди в возрасте 40-49 лет вновь становятся активными. 

 

Ответы на вопросы, касающиеся влияния гражданского общества на развитие общества Эстонии, носят, в целом, пессимистичный характер — 53% убеждены в бессилии гражданского общества. Наиболее позитивно настроена молодежь — 57% верит в возможность влияния на развитие нашей страны. 83% всех респондентов находят, что плохое экономическое состояние самих людей ограничивает их возможности интересоваться общественными проблемами.

 

Причиной неучастия в той или иной НКО обычно называется отсутствие интереса. Хотя здесь наблюдается противоречие с желанием активнее участвовать в общественных процессах, можно сделать вывод, что люди не рассматривают некоммерческие организации, как механизм влияния на формирование общества. 

 

Подытоживая, можно сказать, что жители Эстонии в своих позициях и ценностных оценках принимают идеалы демократии участия, установленные Концепцией развития гражданского общества, но это не сильно отражается на их реальных действиях. Исследование выявило, что финансовое состояние и степень участия очень тесно связаны, а также, что общественная активность во многом зависит от наличия собственных ресурсов. 

 

Основной вызов для жителей Эстонии пока что состоит в том, как научиться конструктивно выражать свои интересы и претворять их в жизнь вместе с единомышленниками. 

 

 

"Поддерживающие гражданскую инициативу ценности и модели поведения населения Эстонии в 2011-2012 гг." на эст. яз.